Переключиться на полную версию
x

Автошколы будут учить дольше и дороже

С нового года стоимость обучения в автошколах вырастет вдвое - до 30 тыс. рублей.

C 1 января 2009 года автошколы будут заниматься подготовкой водителей по новой программе. Главным новшеством станет сокращение курса теоретической подготовки и значительное увеличение количества часов вождения.

О необходимости менять работу автошкол говорится уже давно. Так, по данным ГИБДД Петербурга и области, сегодня 25 % аварий на дорогах, произошедших по вине водителей, приходятся на недавних выпускников автошкол. Одна из причин этого в том, что новичкам не хватает опыта и практики вождения.

Как рассказали в Комитете по образованию администрации Санкт-Петербурга, теорию в автошколах с нового года будут учить 106 часов вместо 206. Сокращение коснется «железа». Ученикам больше не будут рассказывать, из чего состоит карбюратор и корзина сцепления, так как эти знания автолюбителям уже не нужны: сегодня мало кто самостоятельно занимается ремонтом автомобиля. А вот количество часов вождения будет значительно увеличено - с 30 до 50.

Неразумная трата

Очевидно, что эти новшества увеличат также продолжительность и стоимость обучения. Как считает директор автошколы «ТУР» Александр Сальников, по самым приблизительным оценкам, сумма, которую с января придется выложить за обучение в автошколе, может вырасти как минимум в 1,5 - 2 раза. В то же время, по его мнению, такое чисто арифметическое увеличение часов вождения большого эффекта не даст и мастерства новичкам не прибавит. «50 часов вождения - безумно много, это нерациональная трата времени и денег», - считает эксперт.

Об этом же говорят и данные чешских преподавателей автошкол, которые установили такую закономерность: как только новичок садится за руль, в течение первых 30 часов степень усвоения программы резко растет. Но после того как он наездит 30 часов, никаких изменений уже не происходит. То есть человек, в принципе, за это время получает все необходимые навыки езды.

Как в Европе

«На мой взгляд, гораздо логичнее было бы ввести многоуровневую систему подготовки водителей», - говорит Александр Сальников. Подобная система уже давно используется в большинстве европейских стран. Там закончившему автошколу выдают сначала временные права на два года. Если за этот период водитель не нарушает правил, ему выдают удостоверение. Если же выпускник автошколы «лихачит» или, хуже того, попадает в ДТП по своей вине, его направляют на переподготовку, стоимость которой гораздо выше стоимости базовых курсов».

Школы тоже плачут

Увеличение часов вождения прибавит проблем и автошколам. Чтобы сохранить то же количество учеников и справиться с новыми объемами, им придется увеличить штат инструкторов по вождению как минимум на 70 %. При этом найти профессионалов необходимо в оставшееся до января время. Если этого не сделать, процесс обучения практике вождения тех, кто придет в автошколы в начале 2009 года, может сильно затянуться, ведь, чтобы наездить необходимые часы, курсантам автошкол придется подолгу ждать своей очереди.

Перемен не избежать

Грядущие изменения в программе обучения автошкол не последние. Как рассказал Александр Сальников, в 2010 году появится совершенно новая программа, предполагающая введение подкатегорий водительских прав. Так, отдельно придется получать права на управление малолитражкой, внедорожником и мотоциклом.

Комментарий эксперта:

Александр Сальников, директор автошколы «ТУР», член правления Северо-Западной региональной ассоциации автомобильных школ:

«Совет тем, кто планирует в будущем приобрести автомобиль: нужно идти учиться в автошколы сейчас».

Статистика

Самый низкий процент сдачи экзаменов на права - в государственных учебных заведениях. А самый высокий - у тех, кто учился самостоятельно и сдавал экзамены экстерном.

Источник: «Издательский дом «ШАНС»