Переключиться на полную версию
x

На рынке ОСАГО опять перемены

С 1 ноября все страховые компании объявили о переходе на прямое урегулирование убытков по ОСАГО. Это должно облегчить жизнь автовладельцам и заставить уйти с рынка часть страховых компаний.

Данная схема — прямое урегулирование убытков — начала работать в России с 1 марта 2009 года. Ее главное преимущество в том, что при наступлении страхового случая автовладелец может обращаться в свою страховую компанию. Последняя возмещает ущерб своему клиенту, а потом выставляет счет компании виновника. Практика первых шести месяцев действия этой схемы показала: проходит немало времени, пока одна страховая компания перечисляет деньги другой.

Однако аналитики рынка утверждают, что тенденция к нарастанию количества таких операций очевидна: в сентябре их было проведено уже в два раза больше, чем в августе. Определенный толчок даст и недавно прозвучавшее заявление страховщиков о намерении перейти полностью на прямое урегулирование убытков по ОСАГО с 1 ноября.

Те, кто не готов к этому переходу, должны будут или срочно к нему подготовиться, или покинуть рынок.

Правда, сегодня объем расчетов по прямому урегулированию убытков в ОСАГО не превышают одного процента в общем объеме расчетов.

На рынке «автогражданки» работает 151 компания. По оценкам экспертов, в итоге их может остаться 30 – 50.

Подводные камни благих намерений

Вместе с тем практика показала, что в прямом урегулировании есть немало лазеек для любителей нечестной игры. Так, страховщики предпочитают возмещать своим клиентам ущерб, ограниченный небольшими суммами, а за крупными выплатами по-прежнему отправляют клиентов в компанию виновника ДТП. Выплата небольшого ущерба страховщикам выгодна: страховая компания получает компенсацию по средней стоимости убытка (эта фиксированная сумма, она изменяется лишь по географическому принципу), получая доход за счет разницы между размером урегулированного и возмещенного компанией виновника убытка.

Нам такое еще рано

Впрочем, и европротокол (оформление мелких ДТП без участия ГИБДД), действующий в России уже более полугода, эксперты особо не жалуют, считая его сырым и преждевременным. Во-первых, к принятию данной поправки не успели даже толком подготовиться. Так, типовые схемы оформления ДТП были переведены на русский язык и отпечатаны за несколько дней до вступления в силу поправки, и сегодня, как заметил Александр Холодов, руководитель Санкт-Петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», «по меньшей мере 25 % информации, содержащейся в схемах, вызывает если не вопросы, то смех». Во-вторых, далеко не каждый страховой случай, соответствующий на первый взгляд основным условиям европротокола (ущерб до 25 тысяч рублей, два участника, их обоюдное согласие, отсутствие пострадавших), реально оформить по данной схеме. Водители могут и ошибиться в размере ущерба, и оформить ДТП неправильно, и не учесть другие нюансы. Все это дает повод страховой компании отказать в возмещении убытков. В-третьих, европротокол будет способствовать росту бытового мошенничества. «Велик соблазн двум знакомым водителям встретиться на кухне за чаем, нарисовать схему мнимого ДТП и попробовать получить со страховщика 25 тысяч рублей», - заметил Александр Холодов.

Во многих европейских странах, где законы об ОСАГО действуют 30 — 60 лет, от европротокола отказались из-за резкого увеличения случаев обмана.

А ведь изначально европротокол хотели вводить сразу же, когда шесть лет назад принимали закон об ОСАГО.

Повышения не избежать

Введение европротокола и прямого урегулирование убытков, разумеется, подразумевает повышение тарифных ставок для населения. Да и страховщики на этом настаивают.

«О том, что тарифы надо повышать, впервые заговорили еще в 2003 году, вскоре после того, как начал работать этот закон, - заметил Сергей Бровко, управляющий по маркетингу страховой компании «РЕСО-Гарантия», выступая на одном из последних круглых столов в ИД «Шанс». - Стоимость запчастей увеличилась, работы по ремонту тоже, размеры выплат уже давно во многих компаниях превышают размеры страховых сборов. А вот насколько они могут подняться, прогнозировать трудно. На мой взгляд, минимальное увеличение составит не менее 50 %, максимальное — 200 — 300 %».

Правда, эксперты полагают, что в очередной раз корректировать «автогражданку» правительство рискнет не раньше, чем страна начнет выходить из кризиса. Но в любом случае рост тарифов ОСАГО станет неприятным сюрпризом для большинства автовладельцев.

Источник:«Издательский дом «ШАНС»